Синдром самозванца: как перестать стесняться успеха

Сомнения в своих личных достоинствах не меньшее зло, чем самоуверенность. Арик Ахвердян написал колонку для
E-xecutive о том, что такое "синдром самозванца" и дал несколько советов законнченым перфекционистам.
Представьте ситуацию. Вы успешно провели довольно сложный проект и принесли своей компании неплохую прибыль. Ваш начальник решает, что вы достойны большего, и повышает вас в должности с существенной прибавкой к зарплате. Вас поздравляют и хвалят — но на душе почему нерадостно. Вам кажется, что этот успех — лишь удачное стечение обстоятельств, и на вашем месте должен быть более достойный коллега. Тревога не дает вам спать по ночам; вы получаете первую повышенную зарплату и стыдитесь ее.

Некоторых метания доводят до увольнения. Так проявляется синдром самозванца. Это не болезнь, не психическое расстройство и даже не черта характера. Синдром самозванца — это психологическое явление, которое выражается в обесценивании своих достижений и постоянный страх разоблачения.


Чем заканчивается самобичевание

Вот как думают о себе «самозванцы»:

  • Меня взяли на эту должность случайно и скоро уволят.
  • Когда я добиваюсь успеха, у меня появляется ощущение, что я всех обманул.
  • Я успешен, потому что так сложились обстоятельства.
  • Мой интеллект, способности и навыки слабее, чем кажется окружающим.
  • Скоро все узнают, какой я на самом деле лузер.
  • Мелкие недочеты в моей работе надолго выбивают меня из колеи.
  • Я чувствую глубокую подавленность, когда меня критикуют, потому что на самом деле они правы: я профнепригоден.
Узнали в этих фразах собственные мысли? Не спешите приравнивать себя к неудачникам. «Самозванцы» чаще всего успешны и по-настоящему талантливы. Просто они не могут этого принять. Причин может быть много: начиная с эмоционального выгорания и обычной усталости, заканчивая тяжелым стрессом и даже депрессией. Исследователи выяснили, что около 70% людей хотя бы однажды испытывали синдром самозванца на каком-либо этапе карьеры. Считается, что в группу наибольшего риска входят женщины, творческие личности и неуверенные в себе люди. Но никто не застрахован на все сто. Трудишься, руководишь, показываешь хорошие результаты, а потом раз! и «самозванец».

Безобидный, на первый взгляд, синдром вреден не только для «заболевшего» сотрудника, но и для рабочего процесса в целом. Во-первых, от «самозванца» сложно ожидать инициатив и самостоятельных решений: он предпочитает не высовываться и избегать ответственности. Во-вторых, он неосознанно (или даже сознательно) начинает саботировать свою работу, то и дело ожидая увольнения. В-третьих, ежедневно блуждая по офису с грустными глазами и затравленным видом, он способен вогнать в тоску даже самых оптимистичных коллег. В итоге «самозванец» приходит к начальству с повинной и заявлением об увольнении, либо босс сам теряет терпение и увольняет некогда лучшего сотрудника, превратившегося в нюню и разгильдяя.

Как вернуть уверенность в себе

Если вы обнаружили, что стали жертвой синдрома самозванца, не впадайте в панику. Разумеется, лучшим выбором станет помощь квалифицированного психолога, который выяснит причины неприятного явления и подскажет, как лучше всего действовать в сложившейся ситуации. Но бывает, что на специалиста не хватает ни времени, ни денег. Не отчаивайтесь: справиться с синдромом самозванца вы можете и самостоятельно. Вот несколько советов, которые помогут вам это сделать.

  1. Примите свой страх. Постоянный страх увольнения и разоблачения парализует, он мешает человеку проявлять себя и показывать свои настоящие достоинства. Разумеется, от него следует избавиться как можно скорее. Никто не любит трусов, поэтому самая частая реакция на страх — спрятать его внутри себя. Но это не выход: если попробовать от него сбежать, тревога будет расти и преследовать по пятам. Однако если пойти навстречу своему страху, принять его и сказать самому себе: «Да, я постоянно нервничаю и переживаю, но в этом нет ничего стыдного», — он растворится без следа. Когда вы бесстрашны, вы непобедимы — особенно если речь идет о карьере.
  2. Осознайте свою ценность. Вы отмахиваетесь от комплиментов и в ответ начинаете указывать на свои недостатки? Это выглядит по меньшей мере глупо и некрасиво. В следующий раз попробуйте мило улыбнуться и поблагодарить за приятные слова — и ощутите, как ваша самооценка ползет вверх. Поймите, что вы действительно нужны компании: никто не стал бы нанимать и держать никчемного работника. Развесьте в своем кабинете награды, дипломы и сертификаты, почувствуйте ответственность за команду и ведите себя как лидер. Даже если ваши опасения оправдаются, и вас, правда, хотят уволить — сделаете напоследок хоть что-то полезное и уйдете с гордо поднятой головой. Совет для экстремалов: если вам кажется, что вы плохо работаете, попробуйте пару дней ничего не делать. Рабочий процесс встал? Начальник недоволен? Коллеги в недоумении? Поздравляю, без вас никуда, раньше вы отлично справлялись.
  3. Совершите ошибку. Если вы заядлый перфекционист, и больше всего вас тревожит страх неудачи — сделайте ошибку! Провалите выступление, сотрите часть презентации, сорвите дедлайны, упустите клиента. Вы живой человек или бездушный робот, в конце концов? Вот увидите, провалы не так страшны, как вам снятся в кошмарах. Над вами посмеются, сделают выговор, лишат премии — но не уволят. И даже если вы накосячите настолько, что потеряете работу — вы узнаете, что жизнь за пределами офиса не кончается. Это отличная встряска, повод измениться к лучшему и стать сильнее.
  4. Поделитесь тревогой. Хватит переживать о том, что о вас думают коллеги. Спросите у них напрямую! Уверен, что никто из них не считает вас никчемным болваном, каким вы себя возомнили. А еще поделитесь своими страхами и увидите, что вы не одиноки. Может быть, кто-то страдает синдромом самозванца прямо сейчас, а кто-то уже избавился от него и даст вам дельные советы. Попросите помощи в той области, где чувствуете себя неуверенно. Объясните начальнику, что вам нужна поддержка. Вас поймут — и станет намного легче.
  5. Записывайте достижения. Прекратите бесконечный анализ собственных провалов и перейдите к протоколированию побед. Проверено, письменная терапия поднимает самооценку и уверенность в себе. Запишите все свои достижения за прошлый месяц, пересчитайте и сравните их с успехами за первый месяц работы. Улучшили результат? Значит все идет как надо. Начинайте прямо сейчас: «Сегодня я помог своей компании, потому что...» И больше самоиронии: даже любой провал можно обыграть как успешный опыт.
Это может вас заинтересовать