Автоматизация в HR-менеджменте:
как устроен сервис подбора персонала с помощью видеоинтервью


Арик Ахвердян – о том, как сервис VCV меняет HR-индустрию и устоявшиеся технологии найма сотрудников.

Большинство компаний малого бизнеса идут уже проторенными путями – либо выходят на давно разработанные рынки, либо работают по давно зарекомендовавшим себя моделям, либо копируют чужие бизнес-идеи. Но есть компании, которые не просто идут в авангарде той или иной индустрии, а кардинально меняют эти индустрии. Одна из таких компаний – сервис VCV, первым в России внедривший новую услугу в сфере рекрутмента – подбор персонала с помощью видеоинтервью. О том, что из себя представляет видеоинтервью и как его использовать при найме персонала, порталу Biz360.ru рассказал генеральный директор VCV Арик Ахвердян.
Досье

Арик Ахвердян, 31 год, генеральный директор сервиса собеседований и отбора кандидатов с помощью видео VCV. Родился в Москве, в 2007 году окончил Московский государственный строительный университет (специальность «Экономика и управление»), в 2009 году прошёл обучение в Сиднейском университете. Эксперт в области международного и российского рекрутмента. Ведущий программы HR&Business на радио «Медиаметрикс». Клиентами VCV на данный момент являются такие компании, как Mars, Sony, BAT, Bosch, Metro C&C и др. Общая сумма инвестиций в проект составила порядка 75 млн. рублей. Основные инвесторы - Сергей Кузнецов и Talent Equity Ventures (TeqV).

Step by step

До того, как прийти в VCV в 2013 году, я работал в рекрутменте и корпоративной среде, где за 10 лет прошёл длинный путь: от начальной позиции, ассистента по подбору персонала, до самой высокой должности - руководителя департамента по подбору.

В 2003–2004 гг. работал в компании «Империя кадров», где занимался подбором персонала, в частности, работников для строительной сферы. В 2004 году перешёл в швейцарскую компанию Adecco - это мировой лидер в области подбора персонала. На тот момент они только выходили на российский рынок, и, по сути, это был запуск бизнеса. Я стал третьим рекрутёром в компании.

Сначала занимался проектами и подбором персонала, но затем, с 2005 года, к моей работе добавились продажи и привлечение клиентов. С 2007 года я возглавил департамент по аутсорсингу персонала, что дало мне опыт работы с крупными корпорациями - American Express, Nestle и др.

Спустя какое-то время я понял, что работа заняла большую часть моей жизни. Так пришло решение поехать учиться в Австралию. После возвращения я перешёл в нефтегазовую сферу, возглавив департамент по подбору персонала в компании SGS - международном лидере по независимой экспертизе угля, нефти и газа.

И в июне 2013 года я пришёл в проект VCV и одновременно запустил собственную рекрутинговую компанию.



Как появился проект VCV

Проект VCV появился в 2010 году как сервис по поиску работы при помощи так называемого видеорезюме. Суть такова: кандидаты записывали видеорассказы о себе и выкладывали на сайт, где мини-фильмы могла просмотреть любая компания и пригласить их авторов на работу. Проект был инновационным, но он не «выстреливал». Тогда, в 2013 году, руководители проекта пригласили меня в качестве внешнего консультанта - посмотреть, что не получается и почему.

Серьёзный опыт в рекрутменте дал мне возможность увидеть слабые места в этой бизнес-модели: слишком длинные видео было неудобно просматривать. Я подумал, что было бы неплохо сделать видео короче и более конкретными. И посоветовал поменять формат с «видеорезюме» на «видеоинтервью». Руководство одобрило идею, и мне предложили стать частью команды.

Таким образом, я не участвовал в становлении компании с начала её работы, но мои идеи дали старт перезапуску проекта. В итоге, сейчас мы имеем совсем другой сервис, и я очень рад, что приложил к этому свои опыт, знания и усилия.

На мой взгляд, модель, где кандидаты отвечают на заданные вопросы удалённо, является прекрасным способом оптимизировать процесс рекрутинга для компаний и поиск работы для соискателей. Эта модель давно существует на европейском и американском рынках, и знание того, что она отлично работает там, дало мне уверенность. Я понял, что и на нашем рынке можно внедрить формат видеоинтервью.

Важно, что мы быстро среагировали: за два месяца изменили концепцию – от видеорезюме перешли к видеоинтервью, через пять месяцев запустили первые продажи. Через полтора года мы вышли на самоокупаемость и еще через полгода поняли, что работаем стабильно. Мы определённо пришли на рынок в нужное время.

VCV - это инструмент, который кому-то сначала может показаться непонятным. Но через некоторое время он обязательно станет нашей реальностью, как Skype в своё время. Буквально через несколько лет VCV станет обычным инструментом для рекрутинга.
Трудности у нас, конечно, были - вернее одна большая. Она заключалась в том, что продукта, аналогичного нашему, еще не было на рынке. Поэтому перед нами стояла задача донести важность и ценность VCV – и как компании, и как продукта. С начала перезапуска концепция проекта не изменилась. Однако была подкорректирована ориентация нашей компании. Изначально мы были нацелены на большие корпорации, но чуть позже пришли к выводу, что можем делать больше. Сейчас наши тарифы и услуги адаптированы под все типы бизнеса (крупный, средний малый). Даже небольшой бизнес может получить недорогой доступ к сервису и сделать подбор персонала качественным и быстрым.

Как работает сервис

VCV - это инструмент отбора сотрудников. Известно, что отсев кандидатов занимает очень много времени и требует много сил. Все, кто занимался подбором персонала, понимают, насколько это трудоёмкий процесс. Необходимо обзвонить кандидатов, встретиться с ними, выслушать, проанализировать, сделать предложение, отказать тем, кто не подошёл... При этом одни из самых больших трудозатрат происходят на этапе непосредственного общения с кандидатами. Например, кандидат априори не подходит, но руководитель вынужден тратить на него время.

Наш сервис меняет процесс рекрутинга на 180 градусов. Он позволяет работодателю заранее составить вопросы для удалённого интервью, после чего они выставляются в систему. Затем направляются приглашения для участия в видеоинтервью потенциальным кандидатам. Те, в свою очередь, заходят в систему через компьютер или мобильное приложение и отвечают на вопросы в течение ограниченного времени.

Для работодателя сервис VCV - это онлайн-решение, не требующее установки программы на компьютер.
Таким образом, работодатель смотрит ответы только тех кандидатов, что ему подходит. Заведомо неподходящие кандидаты отсеиваются сразу, и только те, кто заинтересовал нашего клиента, приглашаются на личную встречу. Условно говоря, раньше работодатель встречался с пятью кандидатами, из которых выбирал в лучшем случае одного, а теперь - только с одним-двумя. Кроме того, все ответы хранятся в системе, их можно пересылать руководителям для согласования.

5 минут видеоинтервью экономят рекрутёру до 60 минут собеседования с неподходящим кандидатом. В свою очередь, кандидат вместо 1,5-2 часов на дорогу и встречу с рекрутёром тратит всего 15 минут на запись видео в комфортной для себя обстановке. Итог: экономия времени руководителя фирмы и кандидата, плюс удобство.

VCV - это первая компания в России, которая предоставила компаниям формат видеоинтервью. Но это не единственная вещь, которой мы гордимся.

Пять конкурентных преимуществ VCV, по мнению Арика Ахвердяна:

  • Надёжность и стабильность системы. В этом плане мы прошли огонь, воду и медные трубы. VCV сертифицирован в Роспотребнадзоре как оператор по хранению и обработке данных. Мы гарантируем полную конфиденциальность.

  • Удобство пользования. Наша команда постоянно развивает продукт, ориентируясь на отзывы наших клиентов. И удобство пользования – один их важнейших наших приоритетов.

  • Функциональность. Сервис позволяет использовать широкую линейку инструментов по оценке компетенций кандидатов, интеграции с базами данных и т.д.

  • Качественная экспертиза. Все наши сотрудники - специалисты в рекрутменте.

  • Постоянное технологическое развитие.

Рыночные позиции и экономика проекта


Сейчас мы первые на рынке с услугой видеоинтервью, причём, первые не только по дате создания, но и по позициям. По всем метрикам - количество компаний-клиентов, денежный оборот, количество пользователей - VCV опережает всех. Долю сложно посчитать, но если говорить приблизительно, то мы занимаем 60-70% российского рынка, если не больше. Сейчас у нас более пятидесяти клиентов, и среди них есть очень большие компании: «Сбербанк», «Эльдорадо», «М-Видео», «Кидзания». Мы активно развиваемся, годовой прирост в среднем составляет около 300%.

Кризиса мы не почувствовали. Более того, самый активный рост и развитие компании происходили как раз во время кризиса. Возможно, причина кроется в том, что задача VCV - оптимизация, что важно во время кризиса для любого по размерам бизнеса.
Мы уже давно вышли на окупаемость, почти все доходы вкладываем в наше развитие. Если говорить про расходы, то большая часть - это IT (новые разработки и доработки), а вторая по важности часть – расходы на персонал.

Продажи, маркетинг и продвижение

Сначала мы использовали прямые продажи по схеме: холодный звонок - встреча - продажа. Это эффективно, но долго и дорого. В будущем будем пробовать новые маркетинговые каналы. На нас исправно работает сарафанное радио.

Кроме этого, мы проводим конференции, бизнес-завтраки и другие мероприятия по продвижению. Информацию о них размещаем в соцсетях, на страницах партнёров.

Важную роль играет сайт, именно через него проходят продажи, но он не является источником новых клиентов. Мобильное приложение - только для кандидатов, они его скачивают, когда их уже пригласили на интервью. Кстати говоря, сайт мы обновили после перезапуска: он стал нагляднее и функциональнее.

Продажи у нас в основном персональные, поэтому мы работаем на сохранение долгосрочных отношений с теми компаниями, которые у нас есть.


Что дальше

В ближайшем будущем мы хотим внедрять технологии для автоматического оценивания, это позволит ещё более качественно оптимизировать время и ресурсы работодателей. Например, мы уже запустили аудиоботов - робот может пригласить на собеседование несколько сотен человек за считанные минуты. А вскоре приступим к тестированию искусственного интеллекта по оценке мимики и жестов кандидата.

В плане расширения и охвата - хотим выходить на рынки СНГ, а потом и на международные рынки.

Нашей командой движет то, что мы меняем рынок. VCV - это продукт, который кардинально меняет подход к процессу рекрутинга.
Мне всегда было интересно создавать что-то новое. Я долгое время проработал в рекрутменте, и там мне всё начало казаться старым и неэффективным. Мне хотелось быть причастным к инновациям. Так и вышло: три года назад мало кто знал, что такое видеоинтервью. Сейчас о нём говорят на самых больших конференциях.

Понимать, что проект поменял рынок рекрутмента в России - это очень круто. На самом деле, VCV - это был и мой личный вызов: смогу ли я развивать бизнес или нет. Всё получается, и это меня бодрит и даёт силы на новые идеи.

Это может вас заинтересовать