А как вы измеряете бренд работодателя: улучшился ли он, ухудшился или остался на том же месте?
Ну, первое, что приходит в голову, когда людям говорят про employer brand — это различные премии, рейтинги, громкие звания, которые мы получаем. Но это вовсе не бизнес-показатели. На самом деле, есть достаточно короткий список KPI бренда работодателя: количество соискателей, количество принятых на работу людей, конверсия из откликнувшихся в принятые, employee NPS…
Что такое employee NPS?
Готовность рекомендовать компанию как работодателя своему другу.
Это опрос, который вы делаете внутри компании?
У нас есть онлайн-анкеты, которые мы предлагаем заполнить увольняющимся сотрудникам.
То есть, несмотря на то, что они уходят из компании, вы спрашиваете, готовы ли они порекомендовать ее друзьям?
Да-да.
И какой результат?
Готовы.
Серьезно?
Да, у нас очень высокий показатель. Люди, как правило, уходят по объективным причинам, например, переезжают в другой город. И многие говорят, что готовы вернуться в IKEA, когда обстоятельства изменятся. Я могу сказать не как employer-менеджер, а как сотрудник: мне даже подкопаться не к чему в IKEA, что могло бы меня не устроить. Это настолько комфортное место, к людям относятся настолько уважительно…
Звучит просто идеально, работа мечты. Но ведь так не бывает. Скажите честно, в чем подвох?
Конечно, есть специфика. Для меня было удивлением, но, например, после наших собеседований некоторые говорят: «Мне некомфортно, что у вас нет какой-то субординации. Я хочу, чтобы у меня был начальник, перед которым я становлюсь на вытяжку и который говорил бы мне четко, что мне делать».
Такой советский характер.
Да, а у нас демократия, открытость, партнерские отношения. Это требует ответственности от человека, не всем подходит.
С какими еще сложностями сталкиваются сотрудники?
Наверное, характер труда: физически интенсивная работа, целый день надо проводить на ногах. Если говорить про наши рестораны — работники пахнут едой, и это не всегда им нравится. Но, кстати, девочки, которые приходят работать в пончиковый отдел, очень быстро уходят в декрет. Видимо мужчины улавливают запах кухни, дома, уюта и сразу женятся. Ну и, конечно, то, что мы глобальная организация, накладывает некоторые сложности. У нас большая доля свободы и многие решения мы принимаем сами, но есть некоторые рамки, в которых мы работаем. Например, технологические решения принимают глобальные IT-подразделения, и они не будут поддерживать много различных систем. И это не всегда позволяет нам быть самими быстрыми и модными с точки зрения диджитализации.
Вы уже построили планы по активности employer branding на весь следующий год?
Конечно. Например, скоро во всех магазинах IKEA в России будут стоять джоб-киоски, которые дадут возможность соискателям откликнуться на вакансию. Мы собираем большое количество откликов прямо в магазинах, потому что, как правило, нашими сотрудниками становятся лояльные покупатели. Сейчас кандидаты оставляют бумажное резюме, но мы решили сделать этот процесс более технологичным. Кроме того, у нас обязательно будут проходить стажировки в самом вдохновляющем и интересном отделе — Коммуникации и дизайн интерьеров.
На стажировки вы берете только выпускников вузов? Или это могут быть и взрослые люди?
Программа разработана для студентов профильных специальностей. Мы готовы стажировать ребят после первого курса, чтобы показать, как используются на практике их теоретические знания.
А если я работаю в бухгалтерии уже 15 лет и вдруг понимаю, что хочу оставить свою профессию и пойти в IKEA дизайнером — у меня есть возможность прийти на стажировку и начать карьеру?
Не хочется говорить нет, но придется: у нас нет такой возможности. Но тема профориентации взрослых меня лично занимает. На мой взгляд, в нашей стране все не очень хорошо с выбором профессий. Почему-то дети в семнадцать лет должны выбрать себе специальность, сразу же пойти в вуз, получить высшее образование и потом уже не сворачивать с выбранного пути. Очень страшно уходить с насиженного места и с намеченного маршрута, начинать все с нуля — для этого нужна большая смелость. Я очень много об этом думаю. Сейчас мы работаем с детьми, показываем им наши профессии и профессии партнеров.
У вас есть какие-то программы для детей?
Существуют профориентационные лагеря. Ребята приходят к нам на экскурсию, общаются с сотрудниками, выполняют различные интерактивные задания, проходят квесты. Мы работаем с проектами «Образ жизни» и PROekt PRO, есть другие партнеры, с которыми мы только начинаем сотрудничать. У «Мосгортура», например, есть программа для детей с ограниченными возможностями. Мы этим ребятам тоже показываем, как и где они со своими особенностями могли бы работать и быть полезными миру. Таких детей очень опекают родители, поэтому для них это большое приключение, они с диким удовольствием все слушают, пробуют.